В новогоднюю ночь небо становится золотым. Каждую секунду в нём взрываются миллионы рублей в виде роскошных салютов. Этот год не стал исключением — московские власти потратили на пиротехнику более 30 млн. Все эти деньги получила компания «Орион-арт». Мы решили присмотреться к ней получше, порылись в закупках, опросили источники и случайно обнаружили один очень интересный заказ. 27 февраля 2016 года «Орион-арт» по заказу некой частной фирмы провёл масштабный салют в честь Дня защитника Отечества в заповедной зоне. Разрешение на это подписал лично вице-мэр Александр Горбенко, а вечеринка, на которой гремели залпы, не имела никакого отношения к государственному празднику. Просто заместитель очень хотел, чтобы на свадьбе его дочери был самый сказочный салют.
Часть первая.
Жителей района Раменки на западе Москвы богатыми причудами не удивишь. Здесь немало элитных домов и жильцы соответствующие. Рядом ЖК «Золотые ключи», где жил осуждённый экс-глава Минэкономразвития . В двух шагах — небоскрёб «Дом на Мосфильмовской» и депутатский дом на Улофа Пальме.
Но вечер 27 февраля поразил бы даже самых высокопоставленных жильцов: почти семь минут высотный артиллерийский салют стрелял с территории Московского гольф-клуба, который стоит на территории «Долины реки Сетуни». Это особо охраняемый государством природный заказник.
Чем заказник отличается от заповедника? Цель любого заказника — сохранение и развитие отдельных видов животных, птиц и растений, в отличие от заповедников, целью которых является охрана всех живых существ, населяющих охраняемую территорию, и растений на ней. Именно поэтому в заповедниках запрещены любые виды хозяйственной и промышленной деятельности, а также охота и рыбалка. А вот в заказниках ограничения не столь масштабные и строгие. Они касаются лишь отдельных видов деятельности человека или носят временные рамки. Например, если на территории заказника охраняются какие-либо виды растений, то охота и рыбалка могут быть разрешены. На территории «Долины реки Сетуни» охота, рыбалка и даже просто беспокойство животных категорически запрещены.
В лесу тут можно встретить ласку, горностая и чёрного хоря, а около водоёмов обосновались ондатры и куторы. Многие из этих видов занесены в Красную книгу Москвы и считаются редкими. Оглушительные залпы фейерверков пугают диких зверей и птиц, и вообще любое «умышленное причинение беспокойства» животным здесь строжайше запрещено специальным постановлением.
Согласно «Положению о природном заказнике „Долина реки Сетунь»», на его территории категорически запрещается: — умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнёзд и нор диких животных; — проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей местах и без разрешения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
А потому, чтобы устроить здесь пиротехническое шоу такого масштаба, нужно было иметь серьёзные подвязки не только в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, но ещё и на уровне замов мэра Москвы.
Разрешение на фейерверк в заповедной зоне, под которым стоит подпись вице-мэра Александра Горбенко
Все вопросы отпали бы сами собой, знай жители Раменок, что на территории заказника играли свадьбу дочери заместителя мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александра Горбенко.
На празднике явно не экономили: только аренда банкетного зала на три-четыре сотни гостей обошлась в полмиллиона рублей. Столы ломились от деликатесов: ризотто с креветками, красная икра, закуски, горячее и десерты. Гастрономические изыски обошлись семье вице-мэра минимум в полтора миллиона рублей (персональное меню на одного гостя ресторан Village Kitchen предлагает примерно за восемь тысяч рублей). И это ещё без алкоголя.
На празднике свои хиты вживую исполнял . Известно, что за выступления на частных вечеринках и корпоративах музыкант берёт порядка €100 тыс. Судя по аккаунтам молодых в соцсетях, музыку они предпочитают совсем другого жанра. «Лондон», «Рюмка водки» и «Вьюга» скорее звучали для старшего поколения и были подарком для высокопоставленных друзей Александра Горбенко. Один из них — комендант Кремля Сергей Хлебников — со сцены пожелал счастья новой семье.
Перед тем как приехать в ресторан, Анастасия Горбенко и её жених Дмитрий Чуяшов расписались в Петровском путевом дворце. Сказать любимому человеку «да» в бывшей резиденции императорской семьи обходится примерно в 80 тысяч рублей. После этого молодожёны отправились на прогулку по Большому Кремлёвскому дворцу и даже сделали несколько эффектных фотографий под золотыми сводами Александровского зала.
Но вернёмся в Московский гольф-клуб. После застолья и заводных танцев под хиты гостей ждал сюрприз от отца невесты — грандиозный салют. Заботливый отец Александр Горбенко знал, что его дочь давно мечтала о сказочном фейерверке.
Молодожёны вместе с гостями радовались ослепительному огненному шоу в морозном небе. Мало кто знал, что по документам это не свадебный салют, а фейерверк по случаю Дня защитника Отечества. Именно так пиротехническое представление было прописано в разрешении, под которым стояла подпись вице-мэра Александра Горбенко.
В нём сказано, что «В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года № 869-ПП „О мерах по организации и проведению праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных показов в городе Москве» обществу с ограниченной ответственностью „Орион-арт» разрешается проведение 27 февраля 2016 года в период с 21:00 до 22:00 час. (продолжительностью до 7 мин) фейерверочного показа с применением пиротехнических изделий калибром не более 75 мм в рамках проведения частного праздничного мероприятия ОАО „Грата» по случаю Дня защитника Отечества на территории Московского гольф-клуба…»
Заявка на проведение высотного салюта исходила от компании «Орион-арт». Эта фирма устраивала пиротехнические и лазерные шоу на День России, Бал выпускников на Красной площади, «Алых парусах», Олимпиаде в Сочи, саммите АТЭС и встрече G20 в Санкт-Петербурге. Столичная мэрия до сих пор часто заказывает фейерверки на городские праздники у данной компании.
Любопытно, что после выполнения заказа на свадьбе дочери вице-мэра у «Орион-арта» резко выросли доходы от госконтрактов. В основном благодаря структурам мэрии.
В 2015 и 2016 году на госзаказах компания ежегодно зарабатывала по 34 млн рублей, а в 2017 году она получила контрактов от государства на 135 млн рублей. Из них 57,3 млн рублей — от Московской дирекции массовых мероприятий на проведение салютов во всех районах на День города, а также на все фейерверки в столице с декабря 2017 года по март 2018 года.
Заказала салют «Орион-арту» компания «Грата». В Москве зарегистрировано несколько фирм с названием «Грата», но, учитывая, где на самом деле запускали фейерверк, заказчик мог быть просто прикрытием.
Мы позвонили под видом клиентов в Московский гольф-клуб, чтобы узнать, можно ли у них устроить такое же пиротехническое шоу. Ответ законопослушного менеджера Алексея был однозначным — «фейерверки на территории клуба всегда были категорически запрещены, так как их можно проводить только на утверждённых мэрией площадках».
— Со стороны парка «Сетунь», но не на территории клуба, кто-то делает фейерверки, и это незаконно. Обычно либо нарушителей ловит полиция, либо неофициально договариваются как-то с МЧС, и те просто закрывают глаза, — объяснил Алексей.
В 2016 году таких вот разрешённых Правительством Москвы мест для масштабных фейерверков было 14. Территории гольф-клуба и заказника «Долина реки Сетунь» в этом списке нет. А в «Регламенте организации и проведения праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных салютов в городе Москве» и вовсе говорится, что проведение пиротехнических шоу на территории «заказников и национальных парков» строжайше запрещено.
Однако это не помешало Александру Горбенко подписать вышеупомянутый документ и разослать копии разрешения трём адресатам: тогдашнему начальнику московского главка МВД РФ Якунину, префекту ЗАО Александрову и, собственно, генеральному директору «Орион-арта» Орликову. Право согласовывать такие мероприятия Горбенко, как вице-мэр, конечно, имеет, но тогда возникают вопросы к столичному мэру. Сергей Семёнович, а в курсе ли вы, что Москва снова похорош свадьба дочери вашего зама — это, оказывается, государственный праздник?
В любом случае факт остаётся фактом. Вице-мэр нашёл способ подарить своей дочери на свадьбу артиллерийский салют, наплевав на заповедный покой краснокнижных хорей и чернышей.
Ещё один фокус Александра Горбенко — чудесное превращение его зятя из простого айтишника в строительного воротилу, управляющего сразу несколькими фирмами.
Дмитрий Чуяшов начинал свою карьеру в Белоруссии рядовым программистом, интересовался музыкой, понемногу торговал звуковым оборудованием, участвовал в творческих проектах. Работать он начал ещё на втором курсе университета SAP-консультантом в местной IT-компании. Потом переехал в Москву и устроился на ту же должность в X5 Retail Group (владеет «Пятёрочкой» и «Перекрёстком»).
Возможно, увлечение музыкой и свело молодого человека с ослепительной 23-летней блондинкой Настей Горбенко. Она занималась фортепьяно, участвовала во всевозможных конкурсах, а потом стала клавишницей диско-рок-группы ЭF5. Ребята выступали на разогревах у более известных исполнителей в Crocus City Hall и записали несколько клипов. В ролике на песню «Я устал» 2011 года главную роль исполняет молодой человек, невероятно похожий на Дмитрия.
Карьера Чуяшова круто пошла в гору после того, как он сблизился с семьёй Горбенко. Сначала Дмитрий стал совладельцем рекламного агентства «Даблпро» (Александр Горбенко курирует департамент СМИ и рекламы. — Прим. «Базы»), а через полгода после женитьбы на дочери заммэра — и двух строительных фирм — «Мостоннельстрой» и «Мосбетон», которые приносят вместе до 400 млн рублей в год. Кстати, большая часть этих денег поступает из бюджета. За 2016 2018 годы две компании зятя Александра Горбенко получили в рамках госзаказов 179 миллионов рублей.
И «Мостоннельстрой», и «Мосбетон» обслуживают столичный метрополитен, а также другие городские структуры. Подчинённые Чуяшова занимались починкой эскалаторов на «Лубянке», «Академической», «Калужской», «Чистых прудах» и ещё паре станций. Обошлось это московскому бюджету в 37 млн рублей.
Но главный профиль работы чуяшовских фирм — строительство новых участков метро. Например, перегон до станции «Говорово» Солнцевской линии частично строили компании зятя вице-мэра.
С 2017 года «Мостоннельстрой» и «Мосбетон» стали постоянными подрядчиками казанской компании «Казметрострой». «Мосбетон» поставлял «Казметрострою» цемент. А «Мостоннельстрой», вероятно, из этого самого бетона строил перегонные тоннели на участке между станциями «Озёрная» и «Говорово» (бывш. «Терешково»).
На контрактах с казанскими метростроевцами за два года фирмы программиста Чуяшова заработали почти 100 млн рублей. Об этом свидетельствуют данные базы портала госзакупок. Интересно, что «Казметрострой» ни разу не объявлял конкурс — вся работа доставалась компаниям зятя Горбенко как единственному подрядчику.
Слева направо: Александр Горбенко, Сергей Собянин
В подчинении самого заммэра Александра Горбенко пять департаментов: спорта, СМИ и рекламы, региональной безопасности и противодействия коррупции, нацполитики и межрегиональных связей, внешнеэкономических и международных связей. Совокупный бюджет этих структур — 55,8 млрд рублей в год.
Как чиновник распоряжается этими суммами? Если вам интересны схемы, схемки, мутки, старые и верные друзья, посмотрите, как это работает на примере Департамента СМИ и рекламы.
Расходы Департамента СМИ и рекламы — 14,1 млрд в год, 10,5 из которых выделено на «иные бюджетные ассигнования». Это субсидии и безвозмездные перечисления различным компаниям. Значительная доля дотаций ушла трём компаниям: Научно-исследовательскому институту социальных систем (НИИСС), «Московским информационным технологиям» (МИТ) и фирме «Соседи». Все они связаны с помощником и советником Горбенко — Александром Шелухиным и политтехнологом Валерием Корецким. Так, в мае 2018 года НИИСС получил 126,9 млн на «информационное сопровождение» работы мэрии по пропаганде общечеловеческих ценностей. В августе того же года «Московские информационные технологии» получили 174,6 млн на информирование москвичей о том, как строится «диалог общества и власти». А всего за два последних года МИТ получили в виде субсидий около миллиарда рублей. Крупные «дотации» достались и «Соседям». Каким образом эти фирмы постоянно выигрывают заказы от московской мэрии? Схема Горбенко и Ко незатейлива: чаще всего на тендерах НИИС, МИТ и «Соседям» противостояла всего одна фирма — ООО «Красные палаты», фигурирующая в совладельцах «Соседей» и принадлежащая . Удивительное «совпадение»: Кириллов — полный тёзка подчинённого Шелухина, который 18 лет руководит одним из отделов в НИИСС.
В любом случае с точки зрения закона все процедуры подконтрольных знакомым Горбенко фирм проводятся без нарушений, и формально к ним придраться нельзя. Вице-мэр, конечно же, сможет объяснить и ситуацию с зятем: просто этот молодой экс-программист оказался талантливым бизнесменом, вот его компании и выбирают госструктуры.
Но как оправдать свадебный фейерверк, выданный за празднование 23 февраля? Ведь эта история уже не о банальном чиновничьем воровстве. Она о вседозволенности. Или безнаказанности. Или об отце, который хотел подарить красивый салют своей принцессе. В конце концов, каждый родитель мечтает, чтобы свадьба его дочери стала государственным праздником.