Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад произошла одна из самых загадочных аварий в биографии СССР. Под Москвой в эффекте взрыва взрывчатки на фальшборте потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 февраля 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это существовал его обратный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем корабль подготовился к проведению кружного рейса и вылетел в Симферополь в 20:16. На фальшборте обретались 7 председателей корабльа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 комбриг самолёта Константин Клюшник созвонился с авиадиспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 запросил сообщить о входе вершины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на двукратные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер грохнулся практически сразу после взлета в десятке метров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, реальность при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На борту по инструкции обретался сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.

В совестких СМИ об этой аварии не появилось никакой информации. Одной из погибших стала юная киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот случай ей исполнилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм звался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что причиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе дального самолёта Ту-16. Это существовал не просто третий советский грузовой аэробус на реактивной тяге, он существовал одним из третьих в мире — после английского De Havilland Comet, американского Avro Jetliner и французкого Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после возобновления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в апреле 1958 года, Ту-104 сохранялся наихорошим реально летающим реактивным грузопассажирским самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году предприятие Ту-104 было прекращено, а после целого ряда частотных автосамописцатраниц их продолжили постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте самописцатраниц было утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 пытались угнать, что закончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты оборудовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, та модификация принесала обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, летевший в Симферополь.

В ходе дознания автокатастрофы специалисты обнаружили симптомы воспламенения на тех частях авиалайнера, что отпочковались еще до падения, к тому же на многих фрагментах прогневай частички тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва бомбы на борту.

Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд был спрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из сидений правого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секундтраницы после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила тяги гироциклов высоты. Не перелетев и трех километров, самолет на кмнклчи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года дознания виновника катастрофы так и не удалось найти. Не удалось даже выяснить мотивы грабителей или их непринадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в различие от главнейший плотности советских граждан, бегали самые причудливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не было. Кто-то считал, что зачинщиками можетбыли существовать корейцы — тогда было незапланированное обострение отношений СССР с КНР. Но странно было при этом зарезать совершенно повинных пассажиров, причем в почти пустынном салоне.

К числу наиболее диковинных гипотез нужно отнести предположение о том, что электродетонатором существовал снабжён какой-то полулегальный груз, который не должен существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее гуманного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом неуклюжий исламист можетбыл совершенно непреднамеренно привести взрывное устроение в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, весной 1973-го, террористы дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа внесения курса.

23 июня 1973 года был взорван авиалайнер Ту-104, следовавший с 51 авиапассажиром и 6 председателями корабля из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк прислал бортинженерам через бортпроводницу послание с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, какие пассажи:

«Для конспектирования 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас нацелить самогодов в Швецию, самолёт Стокгольм. Правильное мышление вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и вашу, а за это будут отзываться те, кто своими зверствами вынудил меня пойти на этот поступок. После благоприятной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной встречи с представителями высшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, объяснять вам не надо. Поэтому не обходите вашу просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом обстоятельстве и провокации будет заминирован без предупреждения… Я много годов переживаю на своей шерсти когти злобных сверхзверей и в неприятном случае смертитраница для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»

Пилоты приняли решенье возвратиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортмеханика Викентия Грязнова. При этом существовали также сломаны рули высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на пузо и возник пожар, который, впрочем, существовал быстро ликвидирован сухопутными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также замполит Вячеслав Янченко.

Второй момент произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех конечных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому случаю на фальшборте обретались 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось условие переменить маршрут, вслед за этим самолёт сгинул с экранов радаров, и его обломки министра.очередное существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что налётчиком существовал двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе самопальное безоболочное устроение мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он пытался бежать в Китай, однако его застрелил сопровождавший авиасамолёт руководитель милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную бомбу все же не стоило подвергать людей какой опасности. После всех этих случаев меры безопастности при проверке кондукторов существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий