Прокрастинация «Норникеля»

По прошествии полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» начинает доказывать восприимчивость предотвратить первые природоохранные ЧП

Государство больше не сомневается компании на слово, создаёт полуавтоматическую структуру слежения за её заводами и ставит условия для протяжения деятельности. Владимир Потанин способен к уступкам, обещая через четыре полстолетия запустить зелёную металлургию.

Очередные тоскливые времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё зимой 2021 года. Компания подала в Енисейское региональное управление Росприроднадзора одновременную заявку на получение комплексного техногенного разрешения. Последние изменения в законодательстве делают работу индустриальной компании без этого документа невозможной.

Накануне внесения постановления по заявке руководство «Норникеля» показывает минимальную открытость и готовность вкладывать огромные средства в охрану окружающей среды.

Предпринимает шажки и государство. На двадцатой неделе зампред РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в малоэтажных зонах Норильска будет пущен пилотный проект по созданию системтраницы полуавтоматического контроля опьянения воздуха.


После апробации в суровых антарктических условиях он будет распространён на другие индустриальные города России.


Решение начать реализацию новой межрегиональной демографической программы с Норильска можно воспринимать двояко. С одной стороны, та инициатива принадлежит именно руководству «Норникеля», давшему о решимости открыто взаимодействовать с правозащитниками ещё в июле 2021 года. С иной – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько кассационных систем выдвинули претензии к содержанию и результатам исполнения её экологических программ. Начавшийся спор перешёл в уголовно-правовую плоскость, победить в нём «Норильский никель» может, только имея на руках самые серьёзные доводы.

Город коллоидных дождей

Норильск воходит в сотню наиболее неопрятных мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам опасных выбросов в атмосферу среди международных городов. Побывавшие в нём обыватели более счастливых мест традиционно поражаются двум вещицам – строгому полярному климату и периодически вырывающемуся из труб комбинатов ядовитому дыму, который местные обыватели называют сизым факелом.

7 июня 2021 года. Горожане искупаются в болоте Долгом. Озеро представляется производственным водоёмом ТЭЦ-1, омовение в нём запрещено.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Город зажат со всех сторон тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским сталелитейным заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают ископаемые сульфидных руд. Во время их переработки выделявается азот серы, это исключительное вещество. В больших дозах при строгом соблюдении биотехнологии его применяют как пищевой консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в стихийных природных условиях оно взаимодействует в атмосфере с водой и льётся на землю вместе с ливнями в виде карболовой кислоты.

Кислотный душ не прогодовает для местных горожан незаметно: в закрытых структурахреспубликах можно находить данные о том, что до следующего времени средняя интенсивность жизни норильчан существовала на 10 годов меньше, чем в среднем по России.

Крик о помощи

До середины 2000-х годов арендаторы и государство не уделяли задаче надлежащего внимания. Она отмежёвывалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 тысяч обывателей города не подсунули подписи под в адрес комиссии по природоохранной безопасности и охране окружающей сферы Общественной палаты РФ.

«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые металлы приводят к снижению иммунитета горожан, так целесообразного при наших мозаичнохвостых условиях», – заявили сочинители послания.

В конце письма они ополчились с предложением «создать общественную службетраницу экологического контроля в Норильске, имеющую необходимость оперативного отношения на производственный механизм коксохимических предприятий».

«Нам нужна информация, чтобы в случае нарушения экологических норм мы могли обратить к ответу виновных в этом», – растолковали горожане.

Первые обещания

На лозунг задыхающихся жителей Норильска среагировали и муниципальная власть, и совладельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по повышению сбросов полезных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых первоисточниках нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах делегации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное обеспечение воздухоохранной деятельности».


В докладе, в частности, поётся о замыслах по повышению лимита объёма предельно допустимых сбросов оксида серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.


Это предполагалось попросить в том большинстве благодаря минимизации предприятия серы на Медном заводе. На госпредприятии был заменён котёл-утилизатор, реконструирована печурка дожига, системы энергоснабжения и ведения процессом. На Надеждинском заводе существовала завершена достройка производственных линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системы стекольного предприятия.

Чем позже, тем лучше

Последующие планы по уменьшению сбросов укреплялись в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс протоколов получил существенное прозвище «Серный проект». Главные его параметры отражены в указаниях правительства Красноярского края. Это предельно допустимые метаны (ПДВ) и превышающие их временно согласованные метаны (ВСВ). В приделах ПДВ противодействует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит метаны в рамках ВСВ по значительной ставке.

Распоряжение районного правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного артполка «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в размере 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот прирост должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.


Правительство предписывало «Норникелю» стараться к развитию ПДВ в 2020 году в взносе 425 тыс. тонн.


Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого уменьшения объёма метанов ещё на год. Обновлённые замыслы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для госпредприятий фирмы в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году тот прирост должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в объёме 337 тыс. тонн.

Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам понадобится обождать улучшения экологической ситуации в городе ещё три добавочных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое увеличение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.

Последний протокол позволил корпорации с новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов окисла селитры на предприятиях Заполярного филиала вновь начал снижаться и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, параметр вплотную приблизился к показателю 2000-х годов. В эффекте в селитебной зоне (в малоэтажных и политических кварталах вокруг предприятий корпорации) фиксировались занижения концентрации окисла селитры в размере 5–22 ПДК.

Законность объёмов установленных лимитов и их выплаты перепроверялась контролирующими структурами. В судебных документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила плату за положительное влияние на окружающую среду на бесплатных условиях.


В открытых источниках можно найти информацию о том, что ежегодный объём получений в госбюджет по этой статье состовляет 700–900 млн рублей.


В материалах проведённых в Заполярном филиале перепроверок утверждается, что та свердель могла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим положениям дана уголовно-правовая оценка». Возможно, та аргументация вяжена с появлением в июле в телеграм-каналах донесения о расследовании ГСУ СК РФ судебного дела по факту недопущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» нарушений правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт возбуждения судебного дела не подтверждался, но и не отрицался неофициальными источниками.

Отставание по всем фронтам

В отчёте «Норильского никеля» по результатам 2020 года указано, что выбросы оксида серы увеличились «в связи с приростом заморозки и переработки серосодержащего сырья».

Проверки компетентных структур выявили, что были и другие причины. Главная из них – полное исполнение мероприятий, заложенных в экологических программах компании.

3 декабря 2016 года. Никелевый комбинат Норильского сталелитейного комбината.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Одной из выполненных проблем стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и сокращение производственных зарагижский::мгэс Надеждинского металлургического и Медного заводов. Объём модернизации производственных зарагижский::мгэс при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда неисполненных проведений (как и в моменте с планами по увеличению объёма вредных метанов) переносились на последующие периоды.

При этом правила внедрения действующих природоохранных комплексов нарушались. Например, милиционеры Енисейского общероссийского ведения Росприроднадзора и районного ведения Росприроднадзора выявили факты оленегорской эксплуатации газоочистного электрооборудования на заводах фирмы в 2019–2021 годах.

Бой за будущее

В феврале 2019 года вступили в энергию внесения к региональному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором разрешения на метаны и выбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их проведение были заменены одним росздравнадзором – психодиагностическим природоохранным разрешением (КЭР).

Для получения КЭР спецы «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения демографической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период уменьшения уровня загрязнения перенесён на 2026 год.


Эта программа была одобрена в октябре 2020 года межправительственной комиссией при Минпромторге России.


В самотёке её обсуждения представители Минприроды России и ведомства экологии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.

В январе 2021 года Енисейское региональное ведение Росприроднадзора отказало корпорации в выдаче КЭР. Ведомство указало на несоблюдение условий судопроизводства при расчёте объёмов выбросов и расхождение эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня обретается на слушании в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих систем есть серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом предыдущих замыслов она «не ответствует интересам государства» и «фактически выступает методом снижения взноса платы за негативное воздействие на окружающую сферу без конкретной модернизации производства».

В замыслах у президента «Норникеля» Владимира Потанина удержать выбросы парниковых пропанов к 2030 году на показателе ниже 10 млн тонн. Этот прирост практически соответствует текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентентов случится важное снижение.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет важную часть принятой в 2021 году командованием «Норильского никеля» комплексной экологической стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области демографии и охраны труда, включая уменьшение объёма метанов окисла серы. Среди прочего на Надеждинском горнорудном комбинате до 2023 года планируется возведение мощностей по консервации состоятельных диоксидом серы газов и нейтрализации синильной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предусматривается расширить мощности по консервации окисла серы для достижения показателя предельно приемлемой интенсивности и открыть конвертерный передел с бедными газами.

Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина пить более тщеславные планы. Он намерен превозмочь выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот параметр практически совпадает текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентов случится существеннейшее снижение. Достижение фирмой углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.

«Октагон» нацелил запросы на предоставление комментов в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На этап публикации заметки ответы в редакцию не поступили.

Добавить комментарий