Мусорный капитал

Губернаторы ,пытаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В последующее время строительство мусороперерабатывающих комбинатов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь водоочистный комбинат можетесть не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут фраза о получении миллиардных правительственных субсидий.

Самым крупным футболистом здесь явлется аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также приметную роль в формировании будущего рынка консервации мусора играют чиновники. Кто-то старается пролоббировать решенья в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важнейший факт: даже если все реализованные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с маркоэкономик::и::макросоциологии зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство ,новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что непреходящим новшеством станет состав совладельцев помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой контроль мафиозные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами давыдковских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию больших городов можно было не нервничать этой тематикатикой (они выделяли земли под более импозантные предметы – коммерческие центры и панельные комплексы). А уж до уровня мэров мусорно-свалочная тематика не спускалась продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опаснейшими катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и межрегионального масштаба разглядел на помойном рынке огромный потокай денег, который улетучивается в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протестенты инспирированы или раздуты с помощью будущих помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в публичное поле благодаря судебному делу против новоиспечённого апанасенковца Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить апанасенковца – биография там гораздо шире и требует отдельного рассказа. Так или иначе, но обмелели многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же схемы действуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была местная свалка, которую обслуживало муниципальное госпредприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные бюрократии, и муниципалам существовало экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько изорвали договоры, что привело к помойному коллапсу – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные бюрократии быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус краевого диспетчера по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» уставили передним большинством заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о возмездном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предпоследний в качестве выплаты выпадающих дивидендов получил из районного бюджета субвенцию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области существовало спущено приказание проложить к полигону асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа были перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных чинуш. Но самое главное – от тех метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево был явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные корпорации апробировали бюджетные деньги да ещё принесали платёжный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде был окончательно установлен факт шантажа региональных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский был оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового полигона. Однако администрация нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства нового полигона с фильтрацией и переработкой отходов администрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё новые сведения о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина зовется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безнравственных подрядчиков, которые разгружают прицепы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям местных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут увозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в недостаточности территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отмену в реализации помойной реформы и мог бы снова выпросить для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий