Марат и его команда: как люди Хуснуллина подмяли под себя Москву

Под новую программу сноса пятиэтажек в Москве может попасть порядка восьми тысяч жилых домов. Переселение жильцов сносимых хрущёвок — это около 1,6 миллиона человек — только по предварительным оценкам, обойдётся в 3,5 триллиона рублей. Судя по первым тендерам, на реновации хорошо заработают компании и люди, приближённые к вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину. После того как экс-министр строительства Татарстана перебрался в столицу, ключевые посты в московском стройкомплексе стали занимать люди, которые либо работали с ним в Правительстве Татарстана, либо занимались строительным бизнесом в республике. Они реализуют самые масштабные и амбициозные проекты столичной мэрии — от строительства дорог до стадионов и жилых домов. Лайф разбирался, что контролируют и на чём зарабатывают в Москве люди из «команды Хуснуллина».

Подфартило на полмиллиарда

Московский фонд реновации жилой застройки, созданный в августе 2017-го для реализации программы переселения, с декабря прошлого года по март 2018-го объявил уже 81 тендер по проектированию жилых домов под программу реновации. Их общая сумма превышает 5,7 миллиардов рублей.

Недавно стали известны итоги 20 конкурсов по проектам домов в Северном (САО), Северо-Восточном (СВАО), Восточном (ВАО) и Северо-Западном (СЗАО) административных округах столицы. Согласно данным на портале госзакупок, единственным допущенным участником по контракту на 322 миллиона рублей оказалась фирма «Регионжилстрой», совладельцами которой значатся Олег и Юлия Косован — дети экс-замминистра обороны и экс-главы Департамента городского строительства города Москвы Александра Косована.

Подряд на проектировку ещё девяти домов на более чем 490 миллионов рублей получила структура ГК «ПИК» — «МФС-ПИК». А ещё 10 объектов в САО и СВАО будет проектировать инжиниринговая строительная компания «Москапстрой»: фирма победила в девяти конкурсах, а ещё по одному стала единственным допущенным участником. В общей сложности только по этим контрактам «Москапстрой» получит более 450 миллионов рублей.

«Москапстрой», который тесно связывают с вице-мэром Москвы Маратом Хуснуллиным, будет одним из крупных игроков проекта реновации.

Успеху «Москапстроя» предшествовала смена акционеров. Летом 2017-го 98% акций компании выкупил «Мосинжпроект», принадлежащий городу. Именно в руководство проектной организации сейчас входят бывшие подчинённые Хуснуллина ещё по его работе в Правительстве Татарстана или приближённые к нему бизнесмены.

Так, в октябре 2017-го в «Мосинжпроекте» сменился гендиректор: на место Марины Мамонтовой, у которой было 30% акций компании, пришёл бизнесмен из Татарстана Марат Хафизов.

До этого Хафизов занимал пост гендиректора КП БСА «Лужники», который он получил в 2013-м. В Татарстане с 2011 по 2012 он был миноритарным акционером «Камстальконструкции» — производителя строительных металлоконструкций. Кроме того, в Набережных Челнах Хафизов владел долями в компаниях, торгующих электрооборудованием.

От коллекторов до станции метро

Без «Мосинжпроекта» в столице теперь не обходится ни одна крупная стройка. По данным базы СПАРК, только в 2017 году он «взял» госконтрактов почти на 323 миллиарда рублей.

Так было не всегда. При бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове «Мосинжпроект» был ГУПом, который лишь проектировал подземные сооружения.

Волшебное превращение «Мосинжпроекта» в строительного гиганта началось после его акционирования в 2010 году (100% принадлежит Москве. — Прим. ред.) и назначения на пост вице-мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства экс-министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина.

Одновременно с усилением веса Хуснуллина в мэрии рос и поток чиновников и бизнесменов из Татарстана в столицу.

Так в Москве оказались Рафик Загрутдинов и Владимир Швецов. Первый в Минстрое Татарстана работал замом Хуснуллина, а второй руководил республиканским Минтрансом. В 2011-м Загрутдинов и Швецов получили должности заместителей главы столичного департамента строительства, а затем вошли в совет директоров «Мосинжпроекта».

Сейчас Загрутдинов возглавляет совет директоров «Москапстроя», который и получил многомиллионные контракты на проектирование домов по программе реновации.

В 2011-м в «Мосинжпроект» пришёл и ещё один земляк Хуснуллина — Константин Матвеев. Сначала он получил должность замдиректора по строительству, а спустя несколько лет — в 2013-м — возглавил компанию.

В родном Татарстане Матвеев хорошо известен. Он руководил ООО «Нефтегазинжиниринг», построившим комплекс нефтеперерабатывающих предприятий «Танеко». Курировал стройку века сам Хуснуллин.

Свой пост Матвеев покинул в 2016 году, но до сих пор остаётся в совете директоров «Мосинжпроекта». Его сменил ещё один подчинённый Хуснуллина — Марс Газизуллин, который до этого работал в республиканском Минстрое.

Миллиарды для своих

В 2012-м столичные власти приняли решение ускорить темпы строительства московской подземки. Для этого была принята программа по развитию метрополитена до 2020 года на более чем один триллион рублей.

Совпадение или нет, но после прихода менеджеров из Татарстана «Мосинжпроект», который до этого никогда не строил метро, выиграл конкурс на строительств новых станций на 573 миллиарда рублей, получив право выбирать cубподрядчиков.

«Мосинжпроект» — госпредприятие, поэтому его руководители не могут напрямую зарабатывать на контрактах. Однако всегда есть компании, которые хотят получить «жирные» госконтракты, или приближённые бизнесмены, с которыми можно успешно попилить многомиллиардные бюджетные потоки.

Руководители организации уже попадались на вымогательстве откатов за получение выгодных контрактов. Так, столичные силовики задержали начальника управления строительства «Мосинжпроекта» Андрея Архангельского при получении части взятки в пять миллионов рублей. По версии следствия, он получил деньги от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники».

Это только один случай. Сколько их на самом деле — не знает никто. Около «Мосинжпроекта» всегда крутятся несколько десятков крупных субподрядчиков.

Что касается приближённых бизнесменов, то, согласно базе СПАРК, «Мосинжпроект» заключал в 2016–2018 годах многомиллионные контракты с фирмами из Казани.

Так, ООО «Э-лайн» бизнесмена Марата Сафаева получило контракт на 85 миллионов на строительно-монтажные работы на участке Третьего пересадочного контура столичного метро. Известно, что Сафаев ранее работал с Хуснуллиным в стройкомплексе Казани.

Столичная компания «Стройэкорерус», возглавляемая бизнесменом Ренатом Хабибулиным, получила контракты на 2,5 миллиарда. Так, в 2016 году «Мосинжпроект» дал фирме заказ на 110 миллионов на строительство столичной подземки, а до этого — на строительство «Большой спортивной арены «Лужники».

На строительстве электродепо «Саларьево» в Москве заработал почти 500 миллионов ещё один знакомый Марата Хуснуллина по совместной службе в Татарстане — Борис Тихомиров, директор АО «Казанский гипронииавиапром».

Еще один бывший коллега Хуснуллина по совместной работе в стройкомплексе Татарстана — Марат Камалов, директор фирмы «Электрооптима». В 2016–2017 годах он заключил с «Мосинжпроектом» контракты на установку электроподстанции на станциях метро «Окружная», «Марьина Роща», «Селигерская» на сумму более 160 миллионов рублей.

К слову, положительные заключения на проекты подземки тоже выдавал ещё один человек Хуснуллина. С 2011 по 2015-й главой «Мосгорэкспертизы» был Валерий Леонов, который до переезда в столицу работал в Министерстве строительства Татарстана.

В 2015 году, после длительного перерыва, прошёл первый концерт в театре «Геликон-опера» в усадьбе на Большой Никитской улице. Это был закрытый концерт, который артисты давали специально для строителей, участвовавших в реконструкции театра.

Реставрация старинной усадьбы продолжалась почти восемь лет. Работы постоянно замораживались, пока в 2014-м генподряд на завершение всех работ не получил «Мосинжпроект». Компания за год завершила все работы и сдала долгострой. Стоимость контракта составила два миллиарда рублей.

Вокруг этого проекта уже были странности. Весной 2017 года в Москве при загадочных обстоятельствах погиб Борис Кульчицкий — топ-менеджер строительного холдинга «Космос», занимавшегося реконструкцией «Геликон-оперы», Дмитровского и Ленинградского шоссе, Алабяно-Балтийского тоннеля. Кто-то забил предпринимателя до смерти в его квартире.

Несколько лет назад «Космос» попал в долги, а его крупные контракты на реконструкцию «Геликон-оперы» и строительство части Алабяно-Балтийского тоннеля отошли «Мосинжпроекту».

В 2014 году «Мосинжпроект» получил ещё два крупных проекта. Первый — реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» к ЧМ-2018. Чтобы довести стадион до ума, планировались потратить 19 миллиардов рублей. Однако почти сразу стало понятно, что в эту сумму строители не уложатся. В результате смету, как писали СМИ, увеличили ещё на 2,5 миллиарда рублей. Сам Хуснуллин позже объяснил это ослаблением курса рубля.

Второй — строительство парка «Зарядье» на месте снесённой гостиницы «Россия» в самом центре Москвы. Стоимость проекта оценивалась в 14 миллиардов рублей.

В 2013-м в «Мосинжпроект» пришел ещё один выходец из Татарстана — Марс Газизуллин, который до этого работал в республиканском Минстрое и, в частности, отвечал за строительство стадиона «Казань-арена». Именно он летом 2016-го сменил Константина Матвеева на посту гендиректора компании.

Примечательно, что в 2016-м «Мосинжпроект» получил «жирный» контракт на реконструкцию территории бывшего завода ЗИЛ. Заявку на конкурс с начальной стоимостью контракта 7,1 миллиарда помимо «Мосинжпроекта» подала и её «дочка» — ООО «МИП-Строй №1». Причём обе компании предложили выполнить работы за полностью совпадающую цену — 6,9 миллиарда рублей.

Хрущёвский заказ

Программа по сносу пятиэтажек первого периода индустриального домостроения была запущена ещё при Лужкове. Она предполагала снос 1722 наиболее старых домов общей площадью 6,3 миллиона кв. м. Изначально завершить программу планировали ещё в 2009 году, но воз и ныне там. Строителям ещё предстоит снести 71 дом.

Одним из крупных игроков на строительном рынке стало принадлежащая «Мосинжпроекту» АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» (УЭЗ). По времени это совпало с приходом в компанию Альберта Суниева — ещё одного выходца из Татарстана. Он владеет в Казани крупной компанией, торгующей автомобилями Mercedes — «МБ-Ирбис». Компания в том числе обслуживает автомобили администрации Казани и автобазы Правительства Марий Эл. Суниев хорошо знает Хуснуллина ещё по работе в Казани.

Если в 2013 году сумма полученных УЭЗ госконтарктов оценивалась в 44 миллиона рублей, то в 2016-м — уже 17 миллиардов. Поучаствовал УЭЗ и в программе по сносу пятиэтажек в Москве. В частности, именно этой компании достались крупные госконтракты на снос трёх жилых домов с последующим строительством новых на проспекте Вернадского почти на три миллиарда рублей.

Ещё два контракта касались сноса домов на Большой Марьинской улице и в Большом Тишинском переулке. Общая сумма контрактов превысила один миллиард рублей.

Примечательно, что все конкурсы организовывало казённое предприятие УГС, которым руководит ещё один выходец из Татарстана — Дамир Газизов. В те времена, когда Хуснуллин был министром строительства в республике, Газизов возглавлял Управление реконструкции администрации Казани.

Это предприятие получает от столичной мэрии бюджетные средства, а затем распределяет их по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ещё одна приближённая к Хуснуллину компания — ГУП «Мосэкострой» — курирует в столице строительство очистных сооружений. Показатели предприятия год от года становятся только лучше. Если в 2011 выручка ГУПа составляла 46 миллионов рублей, то в 2015-м уже 923 миллиона. Возглавляет предприятие выходец из Татарии Ленар Губайдуллин. С Хуснуллиным он знаком по строительной компании «Татстрой». До 2001 года нынешний вице-мэр Москвы входил в совет директоров этой компании. После назначения на пост министра строительства Татарстана из совета директоров он вышел, но, судя по всему, продолжил отстаивать интересы компании, помогая получать ей крупные госконтракты в регионе.

Примечательно, что среди владельцев «Татстроя» значилось ООО «Мост», которым до 2010 года, вплоть до переезда в столицу, владела жена вице-мэра Москвы Лилия Хуслуллина. Сейчас она значится владелицей IT-компании «Айтика» в Казани, но господрядов, судя по данным «СПАРК-Интерфакс», она не получала.

Имя вице-мэра Марата Хуснуллина ранее упоминалось и в скандале вокруг строительства жилого комплекса «Тимирязев парк» около парка «Дубки». По данным международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, в 2015 году этот участок был выделен под строительство детского сада, однако затем его предназначение было изменено. Участок отошёл к компании ЖК «На Ивановской», которая получила разрешение строить на нём элитный жилой комплекс.

Эксперты Transparency International посчитали, что Хуснуллин был связан с этой фирмой. Соучредителем ЖК «На Ивановской» (доля 15%) числится компания «Центроград», принадлежавшая 24-летнему Максату Шеммедову. Его сестра Кристина замужем за Ильдусом Миннихановым. В 2011 году он получил статус советника Хуснуллина. Примечательно, что Минниханов и Хуснуллин были связаны по нескольким компаниям ещё в Татарстане.

В ноябре 2015 года компания продала свои 15% в строительстве «Тимирязев парка». По мнению Transparency International, эта доля оценивалась в 240 миллионов рублей. Возможно, что это и была премия за получение нужного решения Хуснуллина по проекту строительства жилого комплекса «Тимирязев парк» вместо детсада.

Хуснуллинские всех теснят

Все ключевые направления в строительном комплексе столицы сегодня курирует команда чиновников и бизнесменов из Татарстана, приближённых к вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину. Местные бизнесмены говорят, что они сталкиваются с мощным давлением этой команды.

— То, что команда вице-мэра получает все лакомые куски в Москве, ни для кого не новость. При этом если вы посмотрите, то почти все фирмы и ГУПы, где сидят знакомые Хуснуллина, принадлежат городу. Они получают миллиардные заказы и потом уже деньги распределяются по субподрядчикам. Там тоже людей со стороны нет, — говорит один из столичных девелоперов.

Многие участники рынка признаются на условиях анонимности, что аппетиты «хуснуллинских» распространяются не только на городские заказы.

— Когда власти и бизнес действуют в одной связке — они могут забрать любой участок и любой объект. И такие случаи были. Девелопер не может, к примеру, получить разрешение на строительство или ещё какую нужную бумажку. Ему советуют — продай участок тому-то, и ничего с этим не сделаешь. Даже если цена вдвое ниже рыночной, — отмечает один из них.

В том, что соратники Хуснулина, работавшие с ним ещё в Татарстане, сейчас занимают важные посты в столичном стройкомплексе, формального нарушения закона о противодействии коррупции нет, заявил Лайфу председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

Кабанов пояснил, что конфликт интересов может иметь место, если, например, Хуснуллин, связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями с подчинёнными.

— Для выяснения всех обстоятельств нужно подключать Управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Президента, — считает председатель НАК. — Все эти контракты Правительства Москвы с фирмами, которыми руководят земляки Хуснуллина, необходимо внимательно проанализировать, чтобы выяснить, есть ли в действиях вице-мэра нарушение законодательства.

Добавить комментарий