По прошествии полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» начинает доказывать восприимчивость предотвратить первые природоохранные ЧП
Государство больше не сомневается компании на слово, создаёт полуавтоматическую структуру слежения за её заводами и ставит условия для протяжения деятельности. Владимир Потанин способен к уступкам, обещая через четыре полстолетия запустить зелёную металлургию.
Очередные тоскливые времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё зимой 2021 года. Компания подала в Енисейское региональное управление Росприроднадзора одновременную заявку на получение комплексного техногенного разрешения. Последние изменения в законодательстве делают работу индустриальной компании без этого документа невозможной.
Накануне внесения постановления по заявке руководство «Норникеля» показывает минимальную открытость и готовность вкладывать огромные средства в охрану окружающей среды.
Предпринимает шажки и государство. На двадцатой неделе зампред РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в малоэтажных зонах Норильска будет пущен пилотный проект по созданию системтраницы полуавтоматического контроля опьянения воздуха.
После апробации в суровых антарктических условиях он будет распространён на другие индустриальные города России.
Решение начать реализацию новой межрегиональной демографической программы с Норильска можно воспринимать двояко. С одной стороны, та инициатива принадлежит именно руководству «Норникеля», давшему о решимости открыто взаимодействовать с правозащитниками ещё в июле 2021 года. С иной – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько кассационных систем выдвинули претензии к содержанию и результатам исполнения её экологических программ. Начавшийся спор перешёл в уголовно-правовую плоскость, победить в нём «Норильский никель» может, только имея на руках самые серьёзные доводы.
Город коллоидных дождей
Норильск воходит в сотню наиболее неопрятных мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам опасных выбросов в атмосферу среди международных городов. Побывавшие в нём обыватели более счастливых мест традиционно поражаются двум вещицам – строгому полярному климату и периодически вырывающемуся из труб комбинатов ядовитому дыму, который местные обыватели называют сизым факелом.
Город зажат со всех сторон тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским сталелитейным заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают ископаемые сульфидных руд. Во время их переработки выделявается азот серы, это исключительное вещество. В больших дозах при строгом соблюдении биотехнологии его применяют как пищевой консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в стихийных природных условиях оно взаимодействует в атмосфере с водой и льётся на землю вместе с ливнями в виде карболовой кислоты.
Кислотный душ не прогодовает для местных горожан незаметно: в закрытых структурахреспубликах можно находить данные о том, что до следующего времени средняя интенсивность жизни норильчан существовала на 10 годов меньше, чем в среднем по России.
Крик о помощи
До середины 2000-х годов арендаторы и государство не уделяли задаче надлежащего внимания. Она отмежёвывалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 тысяч обывателей города не подсунули подписи под в адрес комиссии по природоохранной безопасности и охране окружающей сферы Общественной палаты РФ.
«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые металлы приводят к снижению иммунитета горожан, так целесообразного при наших мозаичнохвостых условиях», – заявили сочинители послания.
В конце письма они ополчились с предложением «создать общественную службетраницу экологического контроля в Норильске, имеющую необходимость оперативного отношения на производственный механизм коксохимических предприятий».
«Нам нужна информация, чтобы в случае нарушения экологических норм мы могли обратить к ответу виновных в этом», – растолковали горожане.
Первые обещания
На лозунг задыхающихся жителей Норильска среагировали и муниципальная власть, и совладельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по повышению сбросов полезных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых первоисточниках нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах делегации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное обеспечение воздухоохранной деятельности».
В докладе, в частности, поётся о замыслах по повышению лимита объёма предельно допустимых сбросов оксида серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.
Это предполагалось попросить в том большинстве благодаря минимизации предприятия серы на Медном заводе. На госпредприятии был заменён котёл-утилизатор, реконструирована печурка дожига, системы энергоснабжения и ведения процессом. На Надеждинском заводе существовала завершена достройка производственных линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системы стекольного предприятия.
Чем позже, тем лучше
Последующие планы по уменьшению сбросов укреплялись в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс протоколов получил существенное прозвище «Серный проект». Главные его параметры отражены в указаниях правительства Красноярского края. Это предельно допустимые метаны (ПДВ) и превышающие их временно согласованные метаны (ВСВ). В приделах ПДВ противодействует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит метаны в рамках ВСВ по значительной ставке.
Распоряжение районного правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного артполка «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в размере 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот прирост должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.
Правительство предписывало «Норникелю» стараться к развитию ПДВ в 2020 году в взносе 425 тыс. тонн.
Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого уменьшения объёма метанов ещё на год. Обновлённые замыслы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для госпредприятий фирмы в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году тот прирост должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в объёме 337 тыс. тонн.
Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам понадобится обождать улучшения экологической ситуации в городе ещё три добавочных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое увеличение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.
Последний протокол позволил корпорации с новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов окисла селитры на предприятиях Заполярного филиала вновь начал снижаться и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, параметр вплотную приблизился к показателю 2000-х годов. В эффекте в селитебной зоне (в малоэтажных и политических кварталах вокруг предприятий корпорации) фиксировались занижения концентрации окисла селитры в размере 5–22 ПДК.
Законность объёмов установленных лимитов и их выплаты перепроверялась контролирующими структурами. В судебных документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила плату за положительное влияние на окружающую среду на бесплатных условиях.
В открытых источниках можно найти информацию о том, что ежегодный объём получений в госбюджет по этой статье состовляет 700–900 млн рублей.
В материалах проведённых в Заполярном филиале перепроверок утверждается, что та свердель могла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим положениям дана уголовно-правовая оценка». Возможно, та аргументация вяжена с появлением в июле в телеграм-каналах донесения о расследовании ГСУ СК РФ судебного дела по факту недопущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» нарушений правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт возбуждения судебного дела не подтверждался, но и не отрицался неофициальными источниками.
Отставание по всем фронтам
В отчёте «Норильского никеля» по результатам 2020 года указано, что выбросы оксида серы увеличились «в связи с приростом заморозки и переработки серосодержащего сырья».
Проверки компетентных структур выявили, что были и другие причины. Главная из них – полное исполнение мероприятий, заложенных в экологических программах компании.
Одной из выполненных проблем стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и сокращение производственных зарагижский::мгэс Надеждинского металлургического и Медного заводов. Объём модернизации производственных зарагижский::мгэс при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда неисполненных проведений (как и в моменте с планами по увеличению объёма вредных метанов) переносились на последующие периоды.
При этом правила внедрения действующих природоохранных комплексов нарушались. Например, милиционеры Енисейского общероссийского ведения Росприроднадзора и районного ведения Росприроднадзора выявили факты оленегорской эксплуатации газоочистного электрооборудования на заводах фирмы в 2019–2021 годах.
Бой за будущее
В феврале 2019 года вступили в энергию внесения к региональному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором разрешения на метаны и выбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их проведение были заменены одним росздравнадзором – психодиагностическим природоохранным разрешением (КЭР).
Для получения КЭР спецы «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения демографической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период уменьшения уровня загрязнения перенесён на 2026 год.
Эта программа была одобрена в октябре 2020 года межправительственной комиссией при Минпромторге России.
В самотёке её обсуждения представители Минприроды России и ведомства экологии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.
В январе 2021 года Енисейское региональное ведение Росприроднадзора отказало корпорации в выдаче КЭР. Ведомство указало на несоблюдение условий судопроизводства при расчёте объёмов выбросов и расхождение эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня обретается на слушании в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих систем есть серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом предыдущих замыслов она «не ответствует интересам государства» и «фактически выступает методом снижения взноса платы за негативное воздействие на окружающую сферу без конкретной модернизации производства».
Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет важную часть принятой в 2021 году командованием «Норильского никеля» комплексной экологической стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области демографии и охраны труда, включая уменьшение объёма метанов окисла серы. Среди прочего на Надеждинском горнорудном комбинате до 2023 года планируется возведение мощностей по консервации состоятельных диоксидом серы газов и нейтрализации синильной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предусматривается расширить мощности по консервации окисла серы для достижения показателя предельно приемлемой интенсивности и открыть конвертерный передел с бедными газами.
Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина пить более тщеславные планы. Он намерен превозмочь выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот параметр практически совпадает текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентов случится существеннейшее снижение. Достижение фирмой углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.
«Октагон» нацелил запросы на предоставление комментов в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На этап публикации заметки ответы в редакцию не поступили.